Термины по политике. Краткий словарь политических терминов Основные понятия политологии и их определения

Как наука политология имеет свой понятийный аппарат - категории (от греч. свидетельство, высказывание). Это наиболее общие понятия, посредством которых выражаются закономерности политического развития. Ключевыми категориями политической науки являются «политика» и «политическая власть». Все остальные понятия и категории раскрывают и детализируют различные стороны и проявления политики и власти.

Политическая система - совокупность лиц, принимающих участие в политическом процессе, институциональных структур государства и общества и форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Политическая власть - совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле.

Политическое поведение - форма участия личности или социальной общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Существуют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое действие бывает прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, открытым и закрытым. Политическое бездействие - способ выключенности из политической жизни, который может выражаться в активном неприятии политики или в пассивном бездействии.

Политическая деятельность - политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений. В структуре политической деятельности выделяются субъект, объект и непосредственное действие.

Политическая жизнь - совокупность политических процессов и политической деятельности, происходящих в конкретном обществе.

Политический режим - совокупность способов и средств осуществления власти в определенном государстве, специфика сложившихся политических отношений, форма идеологии и типы политической культуры общества. К основным политическим режимам относятся тоталитарный, авторитарный и демократический.

Политическое сознание - осмысление общества с точки зрения его политической организации и на основе ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д.

Политическая культура - совокупность элементов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государственных институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политические интересы - совокупность осознанных потребностей социальных общностей, обусловленных социальным опытом людей и объективной общественно-политической ситуацией, пробуждающей индивидуума к определенным видам политической деятельности.

Политические ценности - нормы, стереотипы политического сознания, которые позволяют анализировать политическую ситуацию и ориентироваться в ней. Одни и те же политические явления в зависимости от идеологии и системы ценностей могут восприниматься по-разному. Наличие устойчивых общепринятых ценностей способствует стабилизации общества, укрепляет позиции государства.

представляет собой особую междисциплинарную область обществоведческого знания, дающую системное представление о политико-властной организации и функционировании общества .

Политология опирается на выводы и интегрирует знания таких самостоятельных дисциплин, как политическая , политическая , политическая и т.д.

Не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, “выдавая” в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач , а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий.

— это и мировоззренческая дисциплина . Осваивая политические знания, человек становится политически грамотным, приобретает способность рационально-критически осмысливать политические процессы, свободно самоопределяться и самоидентифицироваться в условиях политического выбора и т.д.

Основы политологии

Политические отношения — важнейшая составляющая структуры общественных отношений, их особая специфическая форма, в рамках которой наиболее зримо проявляются социальные интересы классов, наций, и индивидов. Ядром политических отношений выступают отношения социальных субъектов по поводу формирования и отправления власти. Эти отношения реализуются в ходе их политической деятельности, принимая форму сложного взаимодействия сторон в очень широком диапазоне: от конструктивного сотрудничества до обоюдного противодействия.

Необходимость политики как общественно полезного распорядительства вытекает из асимметричности социальной структуры общества. Регулируя взаимоотношения различных социальных формирований и волевым образом распределяя ценности, политика сохраняет целостность общества, обеспечивает необходимый минимум стабильности и порядка . Она дает обществу структуры, формы, создает законы и правила, изменяет ситуации и позволяет человеку адаптироваться к изменчивым во времени и пространстве условиям среды.

Главным инструментом реализации политики и ее концентрированным воплощением выступает государственная власть. предстает как универсальная организация, обладающая монополией на легитимное принуждение. Пределы этой универсальности колеблются в диапазоне: от тотального огосударствления всей общественной жизни, т.е. поглощения общества государством, до его роли в качестве “ночного сторожа”, т.е. блюстителя и охранителя общественного порядка.

В структурном плане государство являет собой разветвленную сеть учреждений, олицетворяющих три ветви власти — законодательную, и судебную. В демократических системах они построены на принципе разделения (у каждой свой объем полномочий и прерогатив).

На социальном срезе государство характеризуют такие институты, как , правящая , особый слой государственных чиновников и служащих (бюрократический управленческий аппарат).

Существенную роль в процессах распределения и перераспределения власти в демократических обществах играют . Благодаря построенной на плюрализме партийной деятельности граждане демократического государства, выступая в роли избирателей, имеют возможность альтернативных действий, т.е. осознанного и ответственного выбора высших должностных лиц. В рамках этого выбора в итоге формируется народное большинство, которое и наделяет властью тех, кто побеждает в электоральной борьбе.

Но демократия — это не только многопартийность. Это и высокий уровень развития ассоциативных форм общественно-политической жизни , реализуемых в деятельности разного рода организованных групп интересов и групп давления (профсоюзов, объединений, клубов и т.д.) В их множестве и разнообразии воплощено не только право граждан на групповую организацию, но и гарантированное конституцией право на обращение с ходатайством к своему правительству и право быть услышанными им. В результате не только на стадии формирования органов власти, но и в их рутинной повседневной работе частные интересы получают возможность оказывать влияние на процессы принятия решений, в том числе и в сфере законодательства.

Политическая жизнь во всем многообразии ее проявлений в немалой степени детерминируется политической культурой как общества в целом, так и отдельных, его составляющих социальных слоев и групп. При этом существенное значение имеют особенности национального политического менталитета, т.е. глубинные пласты национального самосознания и психики, устоявшиеся на уровне стереотипа образы мысли и действия как массы, так и отдельной личности, которые у каждого народа играют своеобразную роль “консерванта” его национальной самобытности и аутентичности. Поэтому не случайно западные страны, в которых демократия явилась продуктом длительной естественно-исторической общественной эволюции, отличаются большим разнообразием использования государственных форм и способов правления, “технологий” властвования и участия в этом процессе широких народных масс и т.д.

Что касается стран, в которых демократия спускается сверху по инициативе правящих кругов в рамках курса на “догоняющую модернизацию”, то здесь она нередко выступает “чужеродным” по отношению к национальной политической культуре и менталитету телом. По этой причине она или отторгается, или же принимает формы, весьма далекие от западного нормативного образца. Сказанное в полной мере относится и к России. Окунание с головой в демократию абсолютно неподготовленной к такому “демократическому купанию” массы (как из числа “верхов”, так и из числа “низов”) обернулось для нашей страны тем, что дореволюционный отечественный правовед и философ С.Франк назвал “бесчинством разнузданности”.

ВЛАСТЬ

Власть — влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемого на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.

Власть - способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры. Власть - форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов.

Источники власти : закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти : политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.

Объекты власти : Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти : управление, координации, организация, контроль. Средства (методы) власти : право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти:

  • политическая (способность и умение реализовывать функцию общественного управления),
  • экономическая (контроль над экономическими ресурсами),
  • социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий),
  • информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти :

  • легальность (законность)
  • легитимность (законная власть поддерживается основной частью населения,),
  • результативность действий.

Методы власти : принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и т.д.

Ресурсы власти – средства, которые она использует:

  • экономические
  • силовые
  • информационные
  • демографические
  • социальные

Разделение властей — это деление её на три ветви:

  • законодательная — Федеральное собрание РФ(Государственная Дума + Совет Федерации)
  • исполнительная — Правительство
  • судебная — Конституционный Суд, Верховный Суд + суды общей юрисдикции.

«Четвёртая власть» — так называют средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), оказывающие огромное влияние на общественное мнение, правдиво освещающие многие негативные стороны жизни в современной России.

Гегемонизм (от греч. hegemonia — предводительство, господство) — стремление к мировому господству, политика доминирования над другими странами и народами.

ГОСУДАРСТВО

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр.

Признаки государства:

  • территориальная целостность и территориальное деление;
  • суверенитет;
  • исключительное право на принятие общеобязательных законов;
  • наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений;
  • система взимания налогов;
  • символика.

Форма государственного правления – способ организации верховной государственной власти; определяет, кому принадлежит власть. В монархии — это король, царь, фараон и т.д. В республике по закону источником власти является большинство.

Формы правления:

Монархия – власть передаётся по наследству, бессрочная и полностью или частично сосредоточена в руках правителя.

Признаки монархии:

  • существование единоличного главы государства(короля, царя и т.д.)
  • власть монарх получает по наследству
  • правление монарха — бессрочное, пожизненное
  • деяния монарха -неподсудны, личность- неприкосновенна, монарх свободен от юридической ответственности

Виды монархии:

  • Абсолютная — не ограниченная ничем власть
  • Дуалистическа я — монарх делит законодательную власть
  • Парламентская или конституционная – и законодательная, и исполнительная власти ограничены, монарх царствует, но не правит.

Республика — фор­ма правления, когда глава государства (например, прези­дент) избирается населением или специальной избиратель­ной коллегией; законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Власть выборная и срочная, то есть на определённый срок.

Признаки республики:

  • Участие народа в формировании органов государственной власти, проведение выборов
  • Участие граждан в управлении государством, проведение референдумов
  • Разделение властей
  • Избрание высших должностных лиц на определённый срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа
  • Наличие конституции, законов, утверждающих основы(принципы) государства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан.

Виды республики отличаются тем, кто формирует правительство, кому оно подотчётно, какова роль Президента.

Виды республики:

  • Парламентская — правительство формирует законодательный орган, во главе правительства- лидер партии, победившей в парламенте, правительство подотчётно парламенту, отвечает пред ним, парламент может выразить вотум недоверия правительству.
  • Президентская — президент является и главой государства, и главой правительства, сам назначает правительство. Он может наложить вето (запрет)на решения законодательного органа, но не может его распустить.
  • Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская)- двойная ответственность правительства- и перед президентом, и перед парламентом. Президент — глава государства, назначает главу правительства, которого должен утвердить парламент.

Форма государственного устройства – определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей. Уровни власти. Различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства

Формы государственно — территориального устройства :

  • федерация — состоит из субъектов, отдельных территорий, обладающих большой самостоятельностью (наличие общей- федеральной власти и власти субъектов, возможность двойного гражданства, двух систем законодательства, двухканальной системы налогов
  • унитарное государство состоит из административных единиц, они не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения
  • конфедерация — союз самостоятельных государств для достижения конкретных совместных целей. Его члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы.

Политический режим — система методов осуществления го­сударственной власти, степень реализации демократиче­ских прав и свобод личности, отношение власти к право­вым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реаль­ной политической жизнью.

Типы политических режимов :

Тоталитарный :

  • абсолютный контроль за всеми сферами жизни, включая семью, ре­лигию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения, и управляющей ими.
  • Общество почти практически отчуждено от политической власти
  • Доминирующие методы управления — насилие, принуждение, террор.
  • Господство одной партии, официальной идеологии
  • Права и свободы носят декларативный характер(только на бумаге)
  • Основа экономики: крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная.
  • Власть осуществляется конкретным лицом (партией, классом, элитной группой) при минимальном участии народа
  • Ограничение и строгий контроль за политическим поведение
  • Разрешено то, что не запрещено государством
  • Наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба)
  • Относительная свобода во всех сферах, кроме политической
  • Возможно наличие оппозиции, но не критикующей власть

Демократический:

  • Избрание представительных органов власти и местного самоуправления путём всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании
  • Наличие у парламента исключительного права издавать законы
  • Разделение властей
  • Многопартийность
  • Плюрализм
  • Наличие системы контроля за деятельностью власти
  • Гарантированность прав и свобод и др.

Функции государства :

Внутренние :

  • охрана общественного порядка;
  • политическая - обеспечение условий деятельности политических институтов;
  • экономическая - регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике;
  • социальная - обеспечение достойного уровня жизни граждан; -
  • культурно-воспитательная
  • идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.

Внешние:

  • обеспечение обороны и национальной безопасности;
  • отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
  • участие в решении глобальных проблем.

Государственная Дума — нижняя палата российского парламента, состоящая из 450 депутатов.
Государственная символика – гимн, герб, и флаг. В декабре 2000 года Государственная Дума РФ утвердила гимн на музыку Александрова с новыми словами; трёхцветный (бело-сине-красный) флаг и герб – двуглавый орёл на красном поле.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество — понятие, с помощью которого характеризуется свободная активность граждан, самостоятельно создающих некоммерческие организации (НКО) и осуществляющих местное самоуправление.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки гражданского общества:

экономические:

  • частная собственность,
  • многоукладная экономика,
  • свободный рынок и конкуренция;

социальные:

  • большой удельный вес в обществе среднего класса;

политико-правовые :

  • юридическое равенство граждан,
  • полное обеспечение прав и их защита,
  • демократизация власти,
  • политический плюрализм;

культурные:

  • обеспечение прав человека на информацию,
  • высокий образовательный уровень населения, с
  • свобода совести.

Структура гражданского общества:

политические партии,

общественно-политические организации и движения, к

кооперативы,

союзы предпринимателей,

ассоциации потребителей,

благотворительные фонды,

спортивные общества,

органы местного самоуправления,

независимые СМИ.

ДЕМОКРАТИЯ

Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных

дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

Признаки демократии : принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства.

Виды демократии :

непосредственная (прямая) - непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно- политической жизни путем проведения выборов и референдумов;

партиципативная (демократия участия) - участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:

представительная (репрезентативная) - опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве

«Провалы» демократии – неспособность западных демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности типа полной свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, наконец, личных свобод — неприкосновенность жилища, тайны
переписки и телефонных переговоров.
Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе:

  • всеобщего
  • равного
  • прямого избирательного права
  • при тайном голосовании.

Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.
Идеология

ВЫБОРЫ

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Избирательная система: политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов власти.

Компоненты избирательной системы:

  • Избирательное право — правовые нормы о порядке проведения выборов
  • Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов (назначение даты выборов, регистрация кандидатов, учёт избирателей, предвыборная агитация, голосование и проведение выборов)
  • Процедура отзыва депутатов

Принципы демократического избирательного права:

  • Равное (один человек = один голос, равенство прав кандидатов)
  • Всеобщее (все с 18 лет дееспособные, нет цензов, то есть ограничений)
  • Тайное — каждый вправе не говорить о своём выборе
  • Прямое — голосование лично, нельзя по доверенности или за кого-то)

Типы избирательных систем:

  • Мажоритарная избирательная система – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов . При системе абсолютного большинства — избранным считается кандидат, набравший абсолютное число голосов, т. е. 50% + 1 голос. При системе относительного большинства – побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.

Минусы : возможен второй тур, а это большие затраты.

  • Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.

Плюсы: всегда один тур выборов, в парламент проходит партия, прошедшая 5% порог количества голосов.

Минусы: не знаем, кого конкретно изберёт партия в парламент.

  • Смешанная –половину мест в парламенте избирают по мажоритарной, а половину – по пропорциональной системе.

Избирательный округ – это определённая территория, с которой избираются депутаты.

Виды избирательных округов:

  • Общенациональный или единый избирательный округ- включает всю территорию страны
  • Одномандатный – избирается с данной территории один депутат
  • Многомандатный — избирается несколько депутатов, за каждого избиратель голосует персонально.

Мандат – 1) полномочие, наказ, поручение; 2) документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица (например, депутатский мандат).

Электорат- круг избирателей страны или конкретного кандидата.

Инаугурация – вступление президента в должность


Импичмент
(англ. impeachment) — особый порядок привлечения к ответственности
Консолидация – объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.
Легальный (от лат. legalis — законный) — законный, признанный, разрешенный законом.
Легитимность — одобрение и поддержка законной власти народом..

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) -1) глава политической партии, общественной организации; 2) самый авторитетный член малой группы; 3) участник спортивного состязания, идущий впереди

Политический лидер – это глава государства. политической партии, общественно-политической организации или движения, ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение политических сил, задающее направление политическому движению.

Политический статус — это положение человека в политической системе но и свобод, закреплённых юридически.

Политический статус определяет поведение человека , связанное с его местом в данной политической системе.

Политическая элита –это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём политической власти. Имеет высокий социальный статус и непосредственно участвует в осуществлении власти.


Местное самоуправление — уровень власти, принадлежащей гражданам страны и не входящей в систему государственной власти.
Многопартийность

«Мягкая сила» — новый исторический тип власти, основанный не на прямом насилии или экономическом порабощении, а на убеждении и информационном манипулировании. «Мягкая сила» превращается в основное орудие власти в информационную эпоху, когда прежние методы господства теряют свою эффективность.

Общественная организация – добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке создавших организацию на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или других нематериальных потребностей.

Общественное сознание – общие представления о мире и человеческом обществе, свойственные крупным социальным группам.
Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.

Олигархия (от греч. oligarchia — власть немногих) — политический режим, при котором власть в политической системе принадлежит ограниченному кругу лиц, обладающих огромными богатствами

Охлократия – власть толпы.

Парламент (англ. parliament, от франц. parler — говорить) высший представительный законодательный орган власти, построенный целиком или частично на выборных началах.
Парламентаризм – система правления, характеризующаяся наличием

Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у какого-либо объекта одного или нескольких граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

ПОЛИТИКА

Политика (от греч. polis — государство) – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями и др.), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или для её завоевания.

Политика - сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных групп и слоев.

Функции политики :

  • управление общественными процессами: интеграция различных групп и слоев общества в единое целое;
  • обеспечение порядка и целостности общества;
  • приобщение личности к общественным делам;

разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью и обществом.

Субъекты политики : социальные общности, политические организации, политические элиты, профессиональные политики.

Внутренняя политика :

экономическая,

культурная,

социальная,

национальная,

демографическая

Внешняя политика — отношения между государствами на международной арене

Цели политики :

долгосрочные (стратегические) и текущие ,

приоритетные (главные) и второстепенные ,

реальные и нереальные .

Политик - человек, участвующий в политической деятельности.

Три вида политиков (по Максу Веберу)

1) политики «по случаю» - избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;

2) политики «по совместительству» - все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;

3) профессиональные политики - те, кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика - главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния.

Методы политиков : убеждение, поощрение, принуждение, насилие.

Политическая идеология

Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.

Типы идеологий:

  • Консерватизм (от лат. – conservo – охраняю, сохраняю) – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития; сохранение стабильности и порядка, поддержка существующих общественных порядков.
  • Либерализм – политическое и идеологическое течение, отстаивающее частную собственность и свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности, индивидуализм; ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, признание индивидуальной свободы и ответственности личности, минимального вмешательства государства, равенство всех перед законом.
  • Социализм (коммунистическая идеология)- идея социального равенства
  • Социал-демократизм- сочетание принципов личной свободы с принципами солидарности и справедливости.
  • Национализм- идеология, не признающая равенства наций. Крайняя радикальная националистическая идеология- фашизм (делит нации на высшие и низшие)

Политическая культура – уровень развития в данном обществе политической активности и зрелости.

Структура политической культуры :

  • Политические знания, ценности, ориентация
  • Политические убеждения
  • Политическое поведение

Типы политической культуры:

  • Патриархальная политическая культура — восприятие и организация поведения государства и граждан или подданных по отношению друг к другу как отношения детей и заботливого отца при ограничении политической свободы в той мере, в какой ограничена свобода детей в патриархальной традиционной семье, низкий уровень политической активности.
  • Подданическая – люди имеют общее представление о политике. Но не стремятся активно в ней участвовать, надеясь на власть.
  • Мессианская политическая культура — такая ориентация государственной политики и мыслей граждан, которая исходит из представлений об изначальной предназначенности страны или сообщества к осуществлению некой исключительной высшей миссии.
  • Демократическая (активистская)политическая культура — граждане политически грамотны, интересуются политикой, активно в ней участвуют, воздействуя на власть с целью удовлетворения своих интересов.

Политическая организация общества – совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определённых социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
Политическая партия — политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей.

Политическая партия - организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Классификация партий:

По участию в осуществлении власти :

  • правящие (находятся у власти)
  • оппозиционные (не находятся у власти и стремятся эту власть получить);

По характеру членства :

  • кадровые (немногочисленные, действуют только в период выборов, свободное членство);
  • массовые (многочисленные, действуют систематически, имеют первичные партийные организации);

По шкале политического спектра :

  • левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за вытеснение частного сектора),
  • центристские (за компромисс, сотрудничество),
  • правые (за сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность).

Функции политических партий :

борьба за власть в государстве,

участие в осуществлении власти,

участие в формировании органов власти,

формирование общественного мнения,

выражение интересов социальных групп, п

подготовка кадров политиков,

политическое воспитание масс.

Многопартийность — партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий.
Политическая программа — совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми столкнулся народ.

Фракция – организованная группа членов политической партии, проводящая её политику в парламенте, органах местного самоуправления, в общественных организациях.

Политология – наука, изучающая политическую систему и политическую жизнь общества.
Политическая система общества – система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Подсистемы политической системы общества:

  • Нормативная – политические нормы, традиции
  • Идеологическая – политические взгляды, идеи, представления
  • Институциональная – совокупность институтов(организаций, учреждений), связанных с функционированием власти
  • Коммуникативная – взаимоотношения между социальными группами по поводу организации, осуществления политической власти
  • Культурная –политические представления, ценности, поведение.

Политическая сфера общества – направлена на удовлетворение потребностей человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

Политическое участие – это действия, посредством которых рядовой член общества влияет или пытается влиять на результаты деятельности власти.

Типы политического участия:

  • Политический активизм
  • Конформизм-приспособление к политическим реалиям
  • Индифференцизм –отгороженность от политики, безразличие к ней
  • Клиентеллизм – угодливость, услужливость по отношению к политическому лидеру
  • Абсентеизм- сознательное уклонение от участия в выборах

Виды политического участия:

  • Случайное (разовое)-периодически принимает участие в политической жизни
  • Участие «по совместительству» -человек участвует более активно, но политическая деятельность не является для него профессиональной.
  • Профессиональная деятельность

Политический процесс

Политический процесс – это совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом.

Стадии политического процесса:

  • Выявление и согласование интересов
  • Формирование целей и программы деятельности
  • Обсуждение и принятие программы
  • Осуществление программы
  • Контроль за реализацией программы.

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сооб­щено) — форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Сакральная власть – власть священная и божественная.

Совет Федерации — верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя (от исполнительной и пред­ставительной властей) от каждого субъекта Федерации.

СМИ

Средства массовой информации играют значительную роль в политической жизни страны.

СМИ — это совокупность всех каналов информации: телевидение, радио, печать, Интернет и др.

Особенности СМИ:

  • Оперативновть
  • Универсальность
  • Образность
  • Динамичность

СМИ способны влиять на чувства, социальные установки, ценностные ориентиры в обществе, формировать общественное мнение.

Функции СМИ:

  • Коммуникативная
  • Идеологическая
  • Культурно-образовательная
  • Рекреативная
  • Рекламно-справочная

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.

Принципы социального государства :

  • гражданский мир
  • социальное согласие
  • социальная справедливость

Основы социального государства :

  • достаточно высокий уровень экономического развития;
  • демократизм политической системы;
  • компромисс основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
  • развитие системы социального партнерства;
  • повышение роли государства в системе планирования и регулирования социально- экономических процессов.

Социальное государство обеспечивает :

  • движение к утверждению в обществе социальной справедливости;
  • ослабление социального неравенства;
  • предоставление каждому человеку работы или иного источника существования;
  • сохранение мира и согласия в обществе;
  • формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене.

Суверенность государства выражается в том, что ему принад­лежит право официально представлять все общество в це­лом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обя­зательные для выполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие.

Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви.

Федеральное Собрание (парламент) — высший орган законо­дательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г.

Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а иногда и право на двойное гражданство

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

Политическая система – совокупность лиц, принимающих участие в политическом процессе, институциональных структур государства и общества и форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления руководства, регулирования общественно‑политических процессов.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле.

Политическое поведение – форма участия в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Существуют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое действие бывает прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, открытым и закрытым. Политическое бездействие – способ выключенное™ из политической жизни, который может выражаться в активном неприятии политики или в пассивном бездействии.

Политическая деятельность – политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений. В структуре политической деятельности выделяются субъект, объект и непосредственно действие.

Политическая жизнь – совокупность политических процессов и политической деятельности, происходящих в конкретном обществе.

Политический режим – совокупность способов и средств осуществления власти в определенном государстве, специфика сложившихся политических отношений, форма идеологии и типа политической культуры общества. К основным политическим режимам относятся тоталитарный, авторитарный и демократический.

Политическое сознание – осмысление общества с точки зрения его политической организации и на основе ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т. д.

Политическая культура – совокупность элементов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государственных институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политические интересы – совокупность осознанных потребностей социальных общностей, обусловленных социальным опытом людей и объективной общественно‑политической ситуацией, побуждающая индивидуума к определенным видам политической деятельности.

Политические ценности – нормы, стереотипы политического сознания, которые позволяют анализировать политическую ситуацию и ориентироваться в ней. Одни и те же политические явления в зависимости от идеологии и системы ценностей могут восприниматься по‑разному. Наличие устойчивых общепринятых ценностей способствует стабилизации общества, укрепляет позиции государства.

Объект политологии – политическая действительность или политическая сфера жизни общества (политическая реальность)

Предмет политологии – 1) вся совокупность и развитие политических отношений и политической практики; раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление её внутренних и внешних связей, закономерностей политического развития.

Функции политологии – совокупность направлений определяющих значимость науки в обществе.

    Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.

    Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

    Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

    Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

    Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

Политическая философия – отрасль знаний, изучающая мировоззренческие, нормативные и ценностные основы политики.

Политическая социология – отрасль знаний, изучающая влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду.

Политическая антропология отрасль знаний, изучающая влияние расовых и этнических факторов на политическое поведение человека.

Политическая география - отрасль знаний, которая исследует взаимосвязь политических процессов с природными факторами - территориальными, ресурсно-сырьевыми и климатическими.

Политическая психология – отрасль знаний, которая изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций человека.

Методы политологии - совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования.

    сравнительный метод - сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства

    системный метод - позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований

    психологический метод – (в том числе психоанализ) ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

    социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются

    метод синергетики - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем)

    Категория политика - это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.

    Категория политическое - также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, политические действия, политическое участие, политическое сознание, политическая организация общества, политический прогресс и т.д.